ОТВЕТ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕЗОЛЮЦИЮ XI ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЛИДЕР. XXI»
Уважаемая Людмила Львовна!
Департамент инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел резолюцию XI Всероссийской Конференции «Лидер. XXI век» общероссийской «Ассамблеи женщин-руководителей» (далее – резолюция) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, на Министерство возложены полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется Минэкономразвития России в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 (далее – государственная программа).
Средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) находится исключительно в компетенции субъектов Российской Федерации.
В рамках государственной программы предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе поддержка начинающих предпринимателей (гранты на создание собственного бизнеса), поддержка лизинга малых компаний, модернизация производства, развитие микрофинансирования, создание гарантийных фондов и другие.
Реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов МСП в регионах осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, с привлечением средств федерального бюджета субъекты Российской Федерации реализуют мероприятия по созданию и развитию организаций инфраструктуры, которые осуществляют:
- содействие развитию системы кредитования, поручительств;
- консультационную поддержку субъектов МСП;
- поддержку субъектов МСП в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также занимающихся разработкой и внедрением инновационной продукции или экспортом товаров (работ, услуг);
- имущественную поддержку субъектов МСП.
Указанные меры поддержки не имеют отраслевой направленности и доступны для всех субъектов МСП.
При этом, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим указанные функции является Минфин России.
При этом, по вопросу неприменения штрафных санкций в отношении поставщиков, заключивших контракт (договор) в рамках Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также внесения изменений в контракты в связи с повышением цен на товар (пункты 1 и 3 раздела 1 резолюции) сообщаем.
В настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в условиях санкционного давления, доступных для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).
Так, в целях обеспечения соблюдения интересов предпринимателей, исполнение условий договоров, заключенных с крупнейшими заказчиками, для которых стало невозможным из-за последствий введения ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств, Правительством Российской Федерации изданы директивы от 6 марта 2022 г. № 2182п-П13кс представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, предусматривающие неприменение в 2022 году штрафных санкций, а также возможность продления сроков исполнения договоров и корректировки цен в 2022 году в случае нарушений обязательств поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации 8 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Указанным Федеральным законом предусматривается в том числе:
- наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению действующих на постоянной основе случаев и порядка списания заказчиками принятой к учету задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней), начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта;
- установление дополнительного случая изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 г., по соглашению сторон и на основании решения соответствующего высшего органа исполнительной власти в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения;
- продление до 31 декабря 2022 года полномочий Правительства Российской Федерации по установлению иных случаев закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также по определению порядка осуществления закупок в таких случаях.
В целях развития сферы малого и среднего предпринимательства (МСП) Минэкономразвития России совместно с органами государственной власти и институтами развития реализует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – национальный проект).
Оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – самозанятые граждане), организовано во всех субъектах Российской Федерации на базе центров «Мой бизнес», которые формируют сервисную модель оказания поддержки в режиме «одного окна», объединяя ряд объектов инфраструктуры на одной площадке: центр поддержки предпринимательства (ЦПП), центр инноваций социальной сферы, центр поддержки народно-художественных промыслов, региональный экспортный центр, организации финансовой поддержки: гарантийной и микрофинансовой, а также иные организации.
В рамках деятельности ЦПП для субъектов МСП и самозанятых граждан обеспечивается проведение семинаров, конференций, форумов, круглых столов, издание пособий, брошюр, методических материалов.
Традиционно в конце мая в субъектах Российской Федерации ЦПП проводят публичные мероприятия, приуроченные к празднованию Дня российского предпринимательства, который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1381, ежегодно отмечается 26 мая.
Получить более подробную информацию о дате и месте проведения мероприятий, приуроченных к празднованию Дня российского предпринимательства, в определенном субъекте Российской Федерации, можно в региональном центре «Мой бизнес», контактная информация о котором размещена на портале «Мой бизнес» в разделе «Инфраструктура МСП» по ссылке: https://мойбизнес.рф/centers.
Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития
малого и среднего предпринимательства
И.Н. Орёл